Поле урожайное. Поле урожайное.

главная страница <

Пашня.

FAQ — часто задаваемые вопросы.

Пашня.
Крин.

Педагогическое образование
Когда начинать обучение
«Английское» произношение.
Когда нужен преподаватель - иностранец?
Каков оптимальный режим занятий?
По какому курсу проходят занятия?
Нет способностей — стоит ли заниматься?
Материалы для занятий

Крин.

Педагогическое образование

Я с уважением отношусь к выпускникам педагогических институтов. Они безошибочно говорят на хорошем нормативном языке, уверенно переводят общественно-политические тексты. Многие общались с иностранцами и были поняты. За редким исключением они пригодны выполнять ту работу, которой обучались: по установленной методике преподавать английский язык в школе. Так как их ученики обычно не успевают выучить язык за школьные годы, они могут продолжить обучение оных в вузе.

Часто преподаватели дают уроки английского. Они учат так, как учили их самих, и как они учат в школе. Конечно, при индивидуальном обучении результат в любом случае лучше. Но всё равно пригодны такие занятия только для школьников, чтобы повысить их оценки, или для тех взрослых, кто готов учиться два-три года, то есть в сжатом виде пройти школьную программу и получить за её усвоение твёрдую четвёрку или даже пятёрку.

Школьно-вузовская модель обучения непригодна для индивидуальных занятий разговорным английским языком со взрослыми — она ей противоположна. Только поняв это и перестроившись, преподаватель может давать качественные уроки взрослым.

Для того чтобы в сжатый срок научить взрослых общаться на разговорном английском, частный преподаватель должен:

1. Иметь опыт самостоятельного изучения иностранного языка;
2. Знать разговорный вариант английского, это позволяет отсечь малоупотребительную лексику и редкие грамматические модели высказываний.

Если кроме этого есть ещё и педагогический диплом и куча сертификатов — это хорошо, их можно повесить на стенку.

Только очень талантливый человек может пройти весь цикл школьно-вузовской подготовки, сохранив при этом желание непрерывно совершенствоваться в языке и умение поставить себя на место обучаемого — без этого хорошо научить нельзя, а без педагогического диплома — можно.

Главная
наверХ

Когда начинать обучение

Придерживаюсь мнения Ушинского, который считал неправильным начинать обучение детей иностранному языку ранее безошибочного овладения родной речью.

Речь идёт именно об обучении, а не научении в результате пребывания в многоязычной среде. Так что если вы найдёте пару негритят для игр с сынишкой, то, скорее всего, скоро он будет бойко просить игрушки не только по-русски, но и на суахили. Чтобы ребёнок не забыл родную речь, нужно соблюдать отношение 1/2+1/2 или 1/3+1/3+1/3 при трёхъязычии.

Главная
наверХ

Нужно ли добиваться «английского» произношения?

Вполне достаточно говорить разборчиво, чтобы одно слово нельзя было спутать с другим. Тратить дорогое время урока на английский «прононс» неэффективно. При слабом знании английского хорошее произношение даже вредно — иностранец может решить, что вы знаете язык хорошо, но не хотите говорить с ним.

При хорошем знании английского начинает работать самообучение, и вы усваиваете манеру и произношение тех иностранцев, с кем общаетесь. Это не очень хорошо, так как иностранцы часто бывают носителями диалектов. Иногда россияне усваивают гнусавый выговор, характерный для многих американцев и ими же высмеиваемый.

Если вы хотите говорить по-настоящему хорошо, то должны запомнить:

Специалисты по безакцентному английскому, американскому и т.д. уникальны. Так что смиритесь с мыслью, что слабый иностранный акцент будет у вас всегда.

Иногда мне приходится слышать восторги в адрес говорящих на «чистом» британском или американском. На деле обычно оказывается, что они говорят чужим голосом, выбрав для подражания манеру речи, определяемую русскими как «британская» или «американская».

Каждый носитель языка говорит своим голосом, своим тембром, имеет свои особенности произношения, манеру речи, а иногда и дефекты дикции. Именно речевая естественность создаёт «безакцентность», упомянутые выше знатоки британского очень часто выглядят просто смешно.

Для британца или американца их «иностранность» заметна даже при знакомстве, не говоря уже о длительном общении. Естественно, что хороший устный или синхронный переводчик говорит только своим голосом, который далеко не всегда отождествляется неискушённым слушателем как «британский акцент».

Под своим голосом я подразумеваю тембровую окраску. У каждого языка своя мелодика, и её воспроизведение — важная часть качественной речи. Для некоторых языков и диалектов характерно понижение или повышение высоты голоса по сравнению с природным тембром, это хорошо известное специалистам и внимательным слушателям явление.

Говоря это, я хочу привлечь внимание к тому, что в стандартном процессе обучения допускается копирования всех аспектов речи учителя, в том числе изменение высоты голоса обучаемого. Но если ваш англоязычный учитель картавит, стоит ли подражать ему в этом?

Главная
наверХ

Когда нужен преподаватель — иностранец?

Обучаться у носителя языка престижно и модно, но на первых этапах обучения недопустимо. Иностранец не имеет опыта изучения английского языка как иностранного. Мои ученики, занимавшиеся с иностранцами, обычно не могли точно определить область применения времён группы Perfect и Perfect Continuous, хотя с формулами образования этих времён были знакомы.

А вот англоязычный гувернёр — идеальное решение для детей. Желательно, чтобы он не знал русский язык и был образованным и культурным человеком. Ведь дети будут говорить его языком.

Для взрослого человека иностранный преподаватель полезен на продвинутых этапах обучения, обратите внимание, чтобы он не был носителем малораспространенного диалекта. Сертификат о праве преподавания английского языка как иностранного почти любой британец или американец может получить, пройдя непродолжительные курсы (от двух недель до двух месяцев).

Эффективность занятий с таким преподавателем сомнительна. Да и просто поговорить иногда бывает не о чем. Безработица и слухи о лёгких деньгах погнали в Москву много таких горе-учителей.

Представьте себя преподающим русский язык в Нигерии.

Главная
наверХ

Каков оптимальный режим занятий?

Большинство взрослых предпочитают два занятия в неделю, каждое занятие — два академических часа (45 мин). Те, кто нуждается в достижении определённого уровня к конкретному сроку, часто занимаются три раза в неделю. Свободный день уходит на самостоятельное усвоение материала и выполнение заданий.

Ежедневные занятия с преподавателем возможны, если у вас хорошая обучаемость и крайняя необходимость (т.е. если вы студент, или китайский переводчик, которому нужно выучить английский к следующим переговорам). В этом случае ежедневно вы будете заниматься английским 1,5 - 4,5 часа. Это нелегко, но плодотворно — за пару недель можно поднять оценку на предстоящем экзамене.

Главная
наверХ

По какому курсу проходят занятия?

Применительно к индивидуальному обучению использование готовых курсов представляется мне неуместным. К сожалению, большинство из новомодных Кембриджских и Оксфордских курсов ситуационные, что неприемлемо для россиян, так как ситуационный подход предполагает постоянные встречи с изучаемым языком на бытовом, ситуационном уровне.

В нашей реальности себя оправдывает только традиционный грамматический подход, поэтому если при обучении возникает необходимость в использовании печатных изданий, я часто рекомендую новые переиздания старых учебников Эккерсли, дополняя их современным лексико-грамматическим материалом.

Главная
наверХ

Нет способностей — стоит ли заниматься?

Способности к знанию языков есть у всех. Отсутствием способностей к языкам часто называют низкую обучаемость. Конечно, вчерашняя выпускница школы или института имеет больший навык обучения, чем дама сорока лет, ни разу не учившаяся после окончания школы. С возрастом и отсутствием упражнения обучаемость снижается.

Но есть и другие стимулы, и самый главный для взрослых — активная мотивация. Упомянутая дама точно знает, зачем ей знать английский, что это ей даст и во сколько обойдётся. Причем, как правило, она платит свои, а не родительские деньги. Опыт показывает, что взрослым со слабой обучаемостью требуется больше времени на начальном этапе, но потом навык учёбы постепенно растёт.

Конечно, при непродолжительном (трехмесячном) обучении разница ещё остаётся, но в годичном масштабе сильная  мотивация даёт больше, чем хорошая память, и уровень знаний становится одинаково высоким.

Главная
наверХ

Какие материалы нужны для занятий?

В любом случае, вам понадобятся словари, но для начала можно ограничиться тем англо-русским и русско-английским словарём, который вы найдёте у себя (или у знакомых) в шкафу.

Другие необходимые материалы на первом этапе обучения своим ученикам я даю сам, а когда подготовленные мной материалы исчерпаны, то обычно рекомендую:

Хорошее пособие:
сейчас это English Grammar in Use Реймонда Мерфи, два уровня
Хорошую грамматику:
очередное издание знаменитой Практической Грамматики Английского Языка, Качаловой и Израилевич

Думаю, все практикующие преподаватели и репетиторы согласятся, что это лучшие в своих группах книги.

Есть, конечно, и другие материалы. В книжных магазинах просто изобилие литературы, посвящённой английскому языку, но к сожалению, учебники и курсы сомнительного качества встречаются чаще хороших. Так что перед покупкой следует посоветоваться с преподавателем или другом-знатоком, или взять то, что больше понравилось.

Поле всеблагое.

Росток.

Следующая страница.
Главная страница.
Верх листа.


Росток.
Поле всеблагое.
Поле урожайное. Поле урожайное.
«An English Tutor etc. 2001-2013»