Поле урожайное. Поле урожайное.

главная страница <

Пашня.

Программы для языкового самообразования

Пашня.
Крин.

Программы для заучивания слов
Программы для автоматизации навыков
Программы для тестирования

Крин.

Заучивание слов

Программ для заучивания слов существует великое множество, но все они очень похожи в главном: это попытки механизировать карточную модель заучивания слов. Карточки полезны тому, кто их сам делает, в данном случае: составляет словарь соответствий. При использовании готовых словарей вы запоминаете слово пассивно, то есть при виде оригинала и нескольких вариантов перевода можете выбрать правильную пару.

Пассивное знание может помочь при письменном переводе. Говорить и понимать сказанное по карточкам не научишься. Пассивное знание полезно только как промежуточный этап к активному освоению.

Почти у каждой программы есть свои изюминки, но родовые недостатки карточного подхода ограничивают полезность программ этапом первоначального механического заучивания служебных слов.

Для серьёзного наращивания словарного запаса такие программы можно использовать лишь для немногочисленных однозначных слов и терминов. Иначе простые соответствия могут оказать медвежью услугу:

spring = пружина, весна, родник…
take on / take off / take back


После знакомства с одной из лучших программ этого типа, EZ Memo Booster, у меня сложилось впечатление, что в программах не используются широко известные приёмы мнемотехники.

Наиболее эффективной была бы примерно такая последовательность:

скажем, в изучаемой группе 1000 слов. При начале работы с этой группой на первый экран выводятся 10-20 случайно выбранных слов. Они изучаются до полного узнавания, причём их порядок постоянно меняется, чтобы не вызвать запоминания «по месту». Как одно из упражнений вполне допустимо показывать только транскрипцию.

Только после первичного выучивания первого блока в нём появляются новые слова. Старые, уже выученные слова продолжают появляться с нарастающими интервалами «на забывание». считается пассивно выученным только такое слово, которое безошибочно узнаётся с достаточно большим интервалом, не менее недели, а лучше — месяц.

Свежевыученное слово должно появляться для повторения по нарастающим интервалам, например 5 минут — 20 минут, час, четыре часа, сутки, неделя, месяц. Если слово не узнано в первом интервале, то оно должно оставаться на активном экране. Если узнано, то переходить на следующий срок повторения.

Такой словарь будет быстро «забит» повторами, поэтому нужен механизм «откладывания» слова, когда ему принудительно присваивается большой интервал повторения. Действительно выученным можно было бы считать только слово, безошибочно написанное в режиме «spelling» после месячной паузы.

После освоения словаря можно «обнулить» статистику слова, и в режиме «spelling» проверить все слова случайным перебором.

Главная
наверХ

Pop-Up Dictionary

http://www.popdict.com/rindex.htm

Интересная программа, сочетающая в себе достоинства словаря и программы для запоминания слов. Бесплатная версия вполне функциональна, — в обучающем режиме ограничений нет. Регистрация добавляет словарные функции, и стоит недорого (100 руб.), программа сопровождается хорошо.

В числе готовых словарей есть словарь Мюллера, так что при переводе с английского программой можно пользоваться как полноценным электронным словарём среднего уровня.

Я немного попробовал эту программу, загрузив в неё словарь Мюллера. В режиме обучения такой большой словарь не очень удобен, так как в тексте словарной статьи появляются подсказки. Но сама мысль — проверить свой словарный запас по словарю Мюллера довольно интересна.

У словаря много полезных для обучения особенностей, часть из которых, судя по всему, уникальна.

Вот ссылки и кнопки словаря:

На сайте собрано более 150 словарей для более 60 языков, включая Большой Энциклопедический Словарь, словарь Даля, Англо-Русский словарь Мюллера и др. Постоянно появляются новые словари. Все словари можно открыть в бесплатной программе Pop-Up Dictionary, при покупке которой функциональность программы расширяется: Вы сможете редактировать словари и создавать собственные, а также пользоваться расширенным поиском и режимом всплывающего словаря.

Маленькая кнопка

Словари для любых иностранных языков

Большенький баннер

Словари для любых иностранных языков

 

 

Главная
наверХ

EZ Memo Booster

Эта программа — одна из лучших виденных мною программ сопоставления пар. Достоинством является наличие транскрипции и нескольких режимов сопоставления.

Для пассивного повторения наиболее полезен режим Match. На месте автора программы я бы ввёл временной контроль, при хорошем пассивном знании на выбор и нажатие требуется 1-1,5 секунды, при среднем — немного больше, и так далее.

Режим Mosaic интересно реализован, но пользы от него не очень много, он пригоден скорее для развития языковой интуиции. Элементы проверки активного словарного запаса присутствуют только в режиме Spelling.

Вопреки мнению авторов таких программ, их эффективность для увеличения словарного запаса мала. Чтобы знать слово, начинающий должен видеть и понимать его в контексте простых высказываний, знание пары lose/терять не гарантирует понимание предложения «I've lost my wallet», а тем более умения это сказать при возникновении соответствующей ситуации. На продвинутом этапе обучения слово учат со всеми значениями, и одна пара мало что даёт.

Польза этих программ состоит в поддержании словарного запаса. Конечно, при многократном повторении, слово может перейти и в активный словарь учащегося. Особенно полезно для этого составление простых предложений и произнесение вслух.

Словари в таких программах обычно слабые, составление или выбор словаря - задача совсем не для начинающего. Только на достаточно продвинутом этапе занимающийся может сам оценить, какой словарный запас ему нужен. Да и составление требует элементарных навыков лексикографа. Я видел словарь, в которых первым значением глагола «want» не было «хотеть».

Имеется:
просить — beg
В разговорной речи обычно «ask», в деловой «request», вне оборота «I beg your pardon!» предлагаемое слово встречается крайне редко.
Я бы поставил:
просить — ask

объявлять -announce
Объявлять в значении сообщать: declare, tell;
в значении объявлять кого-либо кем-то: announce, declare, proclaim.
Только declare описывает обе ситуации,
я бы поставил: объявлять — declare

бороться: struggle
в разговорном языке обычно используется fight (with, against, for, over);
и так далее.

Транскрипция британская, хотя букву Z автор называет на американский манер zee, а не zed.

Программа полезна для поддержания определённого словарного запаса на начальном этапе обучения, учить же слова надо со словарём — в программе не затронута сочетаемость и почти отсутствует многозначность.

Конечно, с хорошими наборами слов такая программа может найти своё место в системе дистанционного обучения, хотя общие недостатки карточного подхода присущи и этой программе.

Мне нравится EZ memo, я сделал для этой программы отдельную страничку со словарями.

Из программ более узкой специализации я видел:

Главная
наверХ

Irregular Verbs

Программа помогает сохранять в памяти формы неправильных глаголов, иметь такую программу полезно.

Недостаток вполне традиционен: словарь.
Сейчас зафиксировано около 300 мономорфемных (односложных) неправильных
глаголов, и примерно 1200 отклоняющихся форм.

Особенное неудобство неправильных глаголов состоит в том,
что очень многие из них имеют разные формы в разных стилях:

awake

awoke/awaked

awaked/awoken

и в главных диалектах английского (US и GB English).

clothe

clothed/clad(US)

clad/clothed(US)

впрочем, это недостаток ещё в большей степени присущ и AbbyyLingvo, а ведь это словарь с претензией и не бесплатный.

Главная
наверХ

Активизация словарного запаса

В последнее время наблюдается просто вал программ, предназначенных для запоминания слов. Всё, что я видел, может помочь в наращивании пассивного словарного запаса, а в общении от него проку мало. Я так себе представляю идеальную программу для увеличения активного словарного запаса:

  1. Должны иметься три-четыре уровня, отличающиеся количеством слов для усвоения (800 - 15 000).
  2. Слова должны быть разбиты по группам: глаголы, существительные нарицательные и прилагательные по степеням выраженности признака.
  3. Глагол должен произноситься компьютером по-русски, желательно — по предложению с каждой допустимой временной формой этого глагола (максимум 26 форм). Обучаемый должен сказать в микрофон английский вариант, компьютер должен записать его, а затем воспроизвести с последующим правильным вариантом на разговорном английском, в естественном темпе.
  4. Обучаемый должен отметить слово как выученное, если все его варианты допустимо близки. Компьютер должен проверить это слово позднее, в соответствии с периодами забывания. (15 мин ... месяц ). Ну а потом - через год. Если узнаете, то это слово — ваше. Нужно продолжать учить его оттенки и варианты, словосочетания с ним.
  5. Нарицательные существительные проще, но их больше: компьютер должен показать картинку, — обучаемый назвать изображённый предмет, компьютер — записать и повторить с правильным вариантом, желательно: короткое предложение (This is a ...).
  6. Прилагательные: компьютер произносит слово «глупый», вы называете варианты: stupid, slow, dumb, dull, obtuse, dense, в порядке нарастания или убывания признака. Компьютер записывает и повторяет вашу версию и свою.

Пока такой программы я не встретил, а то бы может быть и пользовался.

Главная
наверХ

Формирование навыков

Программно реализовать активность достаточно просто: мысль, понятие или образ, выраженный на русском языке (а лучше картинками) нужно выразить английскими словами в микрофон, записать, а для проверки сравнить с правильными или близкими вариантами.

Как критерий усвоения должен присутствовать временной контроль. При полном знании время требуется только на произнесение нужного количества слов. При «половинном» знании можно делать начальную паузу «на осознание», и паузы между словами, примерно 0,5 - 1 с. Если начальная пауза больше 2-3 секунд, а затем между словами больше 1 с, то соответствующий оборот не пригоден для активного использования, и его надо учить.

Если программисты качественно реализуют такую модель, то останется только создать хорошие списки для изучения.

Мне удалось найти только одну программу, реализующую несколько элементов активного усвоения:

Главная
наверХ

Программа SelfLN

+
Замечательная программа с большим потенциалом, реализующая активную модель освоения:
Даётся русское предложение, его надо устно (в микрофон) перевести на английский, нажать пробел и посмотреть стандартный вариант, при необходимости послушать свой вариант. Судя по описанию, имеются большие возможности по созданию своих списков для изучения. Конечно, создать хороший список может преподаватель, а никак не учащийся — это достаточно сложная задача.

Я зарегистрировал программу, она действительно имеет много возможностей для создания уроков. На базе этой программы я разработал дистанционный курс, платную рассылку (350 руб.) Разговорный английский: активизатор словарного запаса. Имеется много демонстрационного материала, из которого каждый может сделать вывод о эффективности и пригодности курса именно для себя.

Пожелания:

Если бы да к этому подходу добавить достоинства EZ memo booster, да профессиональные многоуровневые словари, да хорошую практическую грамматику, адаптированную для работы с программой, и за все вместе не больше 100 рублей, такой комплект мог бы превзойти все виденные мной курсы английского на компакт-дисках.

Главная
наверХ

Программы для тестирования

Тестирование — достаточно популярное занятие в интернете. Знатоки хотят блеснуть познаниями, сомневающиеся: развеять сомнения или погрязнуть в них.

Общее тестирование

Обычно тестирование построено на проверке соответствия введённого слова (или сделанного выбора) правильному образцу.

Если идёт выбор вариантов, то на экране есть подсказка, а в жизни так бывает не всегда. Если нужно ввести слово, то правильный ответ должен быть только один — но в языке так бывает очень редко. Есть US и GB English, разная стилистика, и много других мелочей, затрудняющих одновариантность ответа.

Так что я критически отношусь к большинству тестов. Единственное исключение: on-line версии настоящих тестов, платные версии которых проводятся на компьютерах (скажем, TOEFL). Если вы собираетесь сдавать этот тест, то возможность предварительно пройти его несколько раз совсем не будет лишней.

Учебное тестирование

Важной составляющей обучения является проверка степени усвоения материала. В этом случае правильные ответы на вопросы более однозначны, так как определяются самим курсом. Такое тестирование — неотъемлемая часть каждого этапа обучения, особенно дистанционного.

В этом виде тестирования компьютеры уступают преподавателям очень мало, но имеют свои преимущества: занимаются этим в удобное для ученика время, могут показывать картинки, разными голосами произносить разные фразы, показывать анимацию.

Программы могут даже оценить произношение, хотя, по моим наблюдениям, делают это весьма своеобразно: по изменению относительной высоты звука. Так что человек с хорошим музыкальным слухом и гибким голосом говорит, по мнению таких программ, лучше выпивших или приболевших носителей языка.

Специально тестирующие ресурсы я не ищу, но про некоторые программы такого рода знаю:

Главная
наверХ

Программа Foreign Language Test Shell

Программа не особенно удобна в работе, так как почти нет управления с клавиатуры, и по окончании теста нельзя посмотреть ошибки. Плюсом программы является то, что она небольшая, и к ней идут несколько тестов разной сложности: любителям тестирования это может понравиться.

Поле всеблагое.

Росток.

Следующая страница.
Главная страница.
Верх листа.


Росток.
Поле всеблагое.
Поле урожайное. Поле урожайное.